История создания музыкального инструмента игила.

События
2025-03-21 11:00:00
История создания музыкального инструмента игила.
 
Доклад подготовил преподаватель класса национальных инструментов игил Куулар Чолдуг Мергенович
        Игил  – издревле и по сей день это струнный смычковый инструмент является неотъемлемой частью жизни тувинского народа. Игил  называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворяется с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста, а конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня. Одному из главных духовных символов жизни кочевника центра Азии - народному инструменту Игилу - придан особый статус "Достояния культурно-исторического наследия Республики Тыва. Игил - двухструнный смычковый инструмент. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины, выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, переходящего в шейку. На шейке нет ладков. Шейка часто заканчивается резной головкой в виде головы лошади.
Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с лицевой части черепа лошади. Струны для игила делают из волоса конского хвоста. Тембр игила характеризуется сочной, бархатной, иногда гнусавой, теплой (от самого светлого до темного тембра) звучностью, с налётом некоторой сентиментальности, а отсюда и приглушенной страстности (узун-хоюг, уянныг, уянгылыг, уяранчыг).
  История создания музыкального инструмента игила, который сопровождает горловое пение и является символом тувинской степи,  насчитывает около четырех тысяч лет. Из этого можно сделать вывод, что игил стал родоначальником всех тувинских инструментов. С незапамятных времен игил сопровождает певцов, сказителей, хоомейжи. Под мелодии игила народ радуется, наслаждается, грустит. По сообщениям информаторов ни одно событие в жизни кочевника не обходится без наигрышей игила, потому что это способ выражения мировоззрения, сопровождавший всю степную жизнь людей. Игилист - желанный и почетный гость в любой юрте. Всюду дарит он слушателям свою музыку, рожденную в сердце и душе его народа. Душевный звук игила - искусство, которое придется по вкусу не только знатокам и ценителям народной музыки, но и тем, кто хотел бы узнать историю тувинской музыки.
В традиции.
Раньше в юртах висели игилы и бызаанчы. Когда от малейшего движения воздуха и сквозняка струны тихо звенели, люди говорили, что это очищает жилище. В старину верили: когда хозяин юрты играл на игиле, на звуки приходил невидимый дух местности. Значит, в это стойбище нечистая сила уже не придет, ведь дух хранит и защищает благополучие аала и его хозяев. Под такой защитой скот размножался, дети были здоровы и радостны. Но некоторые не поняли, что поступают неправильно, вешая на стену сувенирный безголосый инструмент. Он должен быть живым и поющим. Только звучащий инструмент будет радовать и распространять хорошую энергетику. Если сам не умеешь играть, просто извлекай из игила звуки, настраивай его время от времени.
Дошпулуур.
Традиционный дошпулуур - это двухструнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом, обтянутым с обеих сторон кожей.
Струны традиционного дошпулуура делались из кручёных волос конского хвоста. В наше время конский волос заменяется тонкой леской или капроном. Струны дошпулуура настраиваются в кварту, что называется «дошпулуур хоону», т.е. «строй дошпулуура». Звук извлекается в основном щипком большого и указательного пальцев правой руки двух струн попеременно или ударом указательного пальца по обеим струнам. Народные исполнители пользуются для звукоизвлечения и плектром. 
Струны при игре прижимаются к шейке, в отличие от игила и бызаанчы. На шейке нет ладков. Современные дошпулууры во многих случаях стали делать трехструнными.
Тембр традиционногодошпулуура мягкий, бархатный.


Бызаанчы
Бызаанчы - 4-струнный смычковый инструмент,  1-я и 3-я  струны настраиваются в унисон, 2-я и 4-я также в унисон, но на кварту выше. Два пучка волос смычка продеты между струнами.
Корпус делается из полого медного или деревянного цилиндра или же в виде четырех-, шести- или восьмигранного деревянного цилиндра. Встречаются бызаанчы, у которых корпус сделан из коровьего или бычьего рога, широкое отверстие которого затянуто кожаной декой.
Сквозь корпус проходит шейка, заканчивающаяся резной головкой лошади.
Дека традиционно изготавливается из кожи (козлиная, телячья, маралья или рыбья). Шкуру теленка, козла или марала обрабатывают также, как и для игила. Рыбью кожу после снятия сразу натягивают на готовый корпус.
Струны для традиционного бызаанчы делались из некрученого конского волоса. Пальцы исполнителя во время игры находятся под струнами.
При игре исполнитель держит инструмент вертикально, опирая его на колено, и водит смычком одновременно по паре струн, настроенных в унисон. Пальцы левой руки он ставит под струны и слегка прикасается к ним ногтями, извлекая звуки.
Чадаган
Чадаган - многострунный щипково-ударный инструмент.
При игре на чадагане тувинцы издавна применяли разнообразные приемы звукоизвлечения: играли щипком пальцев правой руки, медиатором, сделанным из рога или копыта, и ударами деревянных палочек. Струны традиционного чадагана изготавливались из кручёных бараньих или козьих кишок.
У современного чадагана струны металлические. Размеры у разных инструментов разные от 60 до 80 см в длину.
Звучал старинный чадаган мягко, сравнительно тихо и имел разное количество (4,6,7,8,12) струн. Современные чадаганы звучат громко, поскольку имеют металлические струны.


Хомус
Чем же все таки отличается тувинский хомус (варган) от всех остальных? Для начала небольшой обзор инструмента. Хомус как известно - самый древний самозвучащий музыкальный инструмент. Встречается практически у всех народов в той или иной "модификации" - есть деревянные модели, есть из китового уса, и естественно металлические. Обычно хомус прижимают при игре к зубам, но встречаются совершенно удивительные "модификации" которые просто можно слегка приложить ко рту и звук получается не менее сильный как на других Конструкция на мой взгляд существует в 2 модификациях 1 - когда играющий дергает за язычек и 2 где играющий дергает за "основание" а язычек находится во рту ( или у рта). Соответственно меняя объем внутренних полостей меняется сам звук отраженный в них. Безусловно некоторые из них могут иметь интересные призвуки ( хотя бы потому, что двух одинаковых хомусов не бывает) но они не могут идти в сравнение с настоящей ручной работой и традицией изготовления естественно! В Туве изготовление хомусов не то, что не поставлено на поток, а хомус просто тяжело найти!. Отдельной особенностью тувинского хомуса является его внешний вид:) Производство такого хомуса процесс исключительно творческий, настройка производится с помощью МОЛОТКА И НАПИЛЬНИКА :) потому когда берешь его в руки сразу понимаешь - ЭТО!! РУЧНАЯ РАБОТА! Обычно все тувинские хомусы имеют футляр в виде "идика" - тувинской национальной обуви. Для тех кто ценит трационное исполнение инструмента и его особое звучание тувинский хомус подходит лучше всего! Так же соотношение цена-качество приятно радует!



Литература.
  1. Башкы.,№1, 2004., ар 79-80
  2. Ванштейн С.И. Тыва чоннунтөөгүэтнографиязы. Кошкунажыл-агыйнынайтырыглары. - М: Эртем, 1972.
  3. Кыргыс З.К. Тыва чоннуңэртинезихөөмей.-Кызыл, 1992.
  4. Кыргыс З.К. Каргыраа-хоомей. Этнохөгжумэртемшинчилели - Кызыл: КУБ «Тываполиграф»,2008.
  5. Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение в контексте шаманской культуры и исполнительства на традиционных духовых инструментах. Этномузыковедческое исследование. На русском языке. – Кызыл:ГУП «Тываполиграф»,2008.
  6. Маннай-оол М.Х. ХөөмейниңтыптыпкелгениХоомей - ТөпАзиянынчоннарынынкультуразы: Симпозиум тезизи. - Кызыл, 1995.
  7. Сүзүкей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты.- Кызыл, 1989.
  8. СүзүкейВ.Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2007.
  9. СүзүкейВ.Ю. Конкурсы мастеров музыкальных инструментов Тувы. – Кызыл, 2006.
  10.  ВСГАКИ. Тувинские музыкальные инструменты. Интерактивная мультимедийная энциклопедия в диске, выпущенном в 2012 г.
  11. Ежегодный иллюстрированный информационно – художественный журнал «Хоомей». Основан в 1994г. Главный редактор Л. С. Артына. Республика Тыва Министерство культуры, кино и туризма Государственное предприятие «Хоомей».

 
Назад к списку

Поделиться в социальных сетях:

Просмотров: 42